Культурные практики, как эффективный способ решения задач патриотического воспитания

 

   

«Культурные практики, как эффективный способ решения задач патриотического воспитания»

Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский говорил:

«Никто не учит маленького человека: Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо воспитать».

Проблема воспитания патриотизма, приобретает всё большее общественное значение и является задачей государственной важности.

Актуальность патриотического воспитания обусловлена нормативными документами образовательной политики государства:

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

- Национальный проект Образование.

      Так, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности».

      Одна из ключевых задач национального проекта «Образования» - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

      ФГОС дошкольного образования определяет одним из принципов – «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

      Таким образом, общая цель воспитания в дошкольной организации – это личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества.

      В соответствии с Рабочей программой воспитания и ФГОС ДО (п.1.6.5) основываясь на заявленных ценностях педагогом ставятся задачи для каждого возрастного периода на основе планируемых результатов и решаются в единстве с обучающими задачами:

- формирование привязанности к дому, детскому саду, близким; чувства любви к родному краю, малой родине, чувства уважения к людям труда на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям, трудолюбию; представлений о России как о родной стране;

- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

- развитие навыков поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе;

- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;

- воспитание ответственности, гордости за достижения нашей страны уважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда, защитникам Отечества;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному наследию России средствами эстетического воспитания.

Для эффективного решения задач по патриотическому воспитанию мной выбрана форма совместной деятельности педагога с детьми - культурная практика, которая позволяет создавать социальные ситуации развития, заявленные ФГОС ДО.

Определение Культурной практики в дошкольном образовании и подробное объяснение можно найти у кандидата философских наук Н.Б. Крыловой.

Кандидат философских наук Н.Б. Крылова «культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба».

Вот так звучит одно из итоговых определений: «Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил.»

Классификация видов культурных практик по Крыловой  Н. Б.:

1. Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и др.)

2. Практики культурной идентификации и взаимодействия ребёнка окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.).

3. Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.).

4. Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и. т д.)

5. Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков, ЗОЖ.)

6. Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд и др.)

7. Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.)

Таким образом из классификации следует, что культурная практика - это сочетание разных видов деятельности, основанных на  текущих событиях и интересах детей.

Культурные практики организую в рамках совместной деятельности с детьми; самостоятельной деятельности, в режимных моментах и во второй половине дня. Вся работа ориентирована на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Она может быть подгрупповой и фронтальной.

Технология проведения культурных практик включает в себя следующие этапы:

                 - тема культурной практики

                 - постановка цели

                 - способы действий, формы организации

                 - составление плана выполнения задания

                 - практическая деятельность

                 - продукт деятельности детей

В своей работе по патриотическому воспитанию использую такие формы культурных практик:

1.    Как утренний круг – это относится к виду Культурные практики познания мира и самопознания, что позволяет эффективно знакомить детей с государственной символикой.

2.    Социальные акции:

- Бессмертный полк;

- Мастерская «Подарок ветерану»;

- Стена памяти;

- Поход в мини-музей

- Выпуск стенгазеты к знаменательным датам;

- Подарок солдату, открытка солдату;

- Рисунки на асфальте;

- Экологические акции по формированию ценности Природа (накорми птиц; Красная книга природы; сбор макулатуры);

- акция «Вылечим книги»

3. Практики взаимодействия ребёнка с окружающим социумом проводятся в рамках взаимодействия с социальными партнерами, например, игровые программы с ДК Мичуринский и в рамках реализации парциальной программы «Маленький гражданин большой страны» (мини – проекты, целевые прогулки, экскурсии)

4. Все перечисленные выше организуемые культурные практики сопровождаются взаимодействием с родителями, привлечением их к различным видам детской деятельности.

Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, то главной составляющей культурной практики является игровая технология. При организации работы по патриотическому воспитанию для меня значимым стало применение игровых проблемных ситуаций. Это четко спланированная, специально организованная игра, направленная на пробуждение интереса детей к теме. В отличие от других игр она даёт ребёнку возможность выразить эмоции, испытать чувства, побуждает искать решения и способы достижения. Говоря об игровых проблемных ситуациях по нравственно-патриотическому воспитанию у дошкольников я провожу аналогию с воспитанием у детей любви к своей семье, к малой родине, к природе, к детскому саду, друзьям, уважение к людям военных профессий. Другими словами с тем, с чего начинается Родина. Например: «Багаж знаний, направление – государственная символика», «Какая военная профессия главней», «Экскурсия в лес», «Магазин народных промыслов»,  «Спасение муравейника» и другие.

При составлении игровых проблемных ситуаций использую несколько шагов:

Первый. Выбираем некий предмет, вокруг которого будет разворачиваться ситуация и мотивируем детей на дальнейшее взаимодействие.

Затем выбираем участников ситуации – это наши дети. Либо вводим в ситуацию героя  - это зависит от замысла педагога.

 Придумываем проблему, которая могла бы действительно произойти и  решая её, дети могли извлечь урок морали.

Далее  дети предлагают вариант(ы) решения проблемы. Если детям, трудно самостоятельно придумать выход, то подсказываем.

И последний шаг –рефлексия. Когда дети после выполнения важных универсальных действий осмысливают ситуацию, отвечают на вопросы, оценивают действия и результат.

Также при использовании игровых культурных практик в патриотическом воспитании я применяю в качестве итогового мероприятия «Игровое поле». Оно состоит из сектора, конвертов с карточками-изображениями по различным темам, разноцветного кубика, с помощью которого дети выбирают себе задание, составляя рассказ по изображению. По количеству набранных фишек в соответствии с правилами игры выбирается победитель и вручается медаль, например «Знаток родного края» или «Патриот своей страны». Причем это игровое поле можно изменить по закреплению сформированностей по любой теме и возрасту детей.

Для меня актуально применение различных видов культурных практик, т.к. это позволяет разнообразить деятельность по патриотическому воспитанию, выстроить ее в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Даёт возможность поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности. Кроме того культурные практики позволяют реализовать целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Можно отметить, что по результатам педагогического мониторинга данная работа имеет положительную динамику по патриотическому воспитанию дошкольников.

 Данные свидетельствуют об увеличении высокого уровня сформированности у детей представлений о России как о родной стране; знаний о государственной символике; представлений о Великой Отечественной войне, защитниках родины, представлений о родном крае.

Подводя итог можно сказать, что патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а систематическая, многоплановая, целенаправленная деятельность, которая предусматривает корректировку разработанных мероприятий в зависимости от возраста детей и образовательной среды.

 

Ссылка на презентацию по данному материалу.

 

 

Дата последнего обновления страницы 27.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»